Суть раннего развития детей
Когда говорят о раннем развитии ребёнка, то имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 3-4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трём годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врождённый потенциал малыша.
Выбирая ту или иную методику раннего развития детей, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике раннего развития детей может быть что-то, что подойдет вам и вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только вы можете точно знать, что хорошо для вашего ребёнка, а что нет.
Методика Марии Монтессори
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип педагогики Монтессори – подтолкнуть ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому».
По мнению Марии Монтессори, у ребёнка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал и образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, подкидывать уголёк в топку его ума.
Монтессори считает, что обучать – это значит:
- создать развивающую среду;
- вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил;
- не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Вот на этих основных пунктах и строится вся педагогика Монтессори. Всё довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.
Методика Николая Зайцева
Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счёту, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.
Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: учеба должна опираться на все формы восприятия малыша – размышление, практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное – надо помогать ребёнку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.
Принципы методики Зайцева:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учёт физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Методика Глена Домана
Программа Глена Домана – это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей, как умственного, так и физического. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей.
Правила обучения по программе Домана:
- Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
- Обязательно необходимо поощрять ребёнка и восторгаться его победами.
- Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения, а также уважительно относиться к нему.
- Учёба должна приносить положительные эмоции.
- Для учёбы нужно создать правильную атмосферу.
- Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
- Постоянно познавайте что-то новое.
- Будьте постепенными. Учёба должна иметь регулярный характер.
- Не нужно проверять то, что малыш узнал.
- Пособия по учёбе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
- Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.
Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде – ими управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребёнок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.
Вальдорфская методика
В вальдорфских школах ребёнку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без "опережения". Это и есть основной метод такой педагогики и называется он – «метод экономии души». В период до полового созревания у ребёнка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после - в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышлением.
В таких школах все направлено на развитие фантазии ребёнка - пособия и игрушки готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учётом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы. А в возрасте 9 лет, когда ребёнок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы – например, краеведение или зоология.
На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, в старших классах – мышление. Все материалы в вальдорфских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребёнку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом дается небольшой перерыв. В вальдорфских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная - обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.
Многие считают, что подобное обучение не дает ребёнку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфской педагогики прежде всего научить ребёнка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение. Так же часто вальдорфскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфской методике ребёнку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда социализироваться. В обычных школах, кстати, этому тоже не учат.
Система Никитиных
Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребёнку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом:
- свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
- легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
- родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях и вообще в жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребёнка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Выбор конкретной программы раннего развития детей – исключительно прерогатива родителей. Предложений очень много, важно провести их тщательный анализ, соотнести с особенностями именно вашего малыша.