Бывали ли у вас случаи в семье, когда вы что-либо просите сделать ребёнка, а он не выполняет этого? Не спешите браться за ремень, возможно, проблема кроется не в том, что он принципиально не хочет выполнять то, что вы просили, а он просто невнимателен и забывчив. Скорее всего, у сына или дочери плохая память. Чаще всего проблемы с памятью остро становятся заметны в начальных классах, когда объём информации, поступающей со всех сторон на школьника, колоссально велик. Причиной этому может быть школьная нагрузка, кружки, которые занимают всё свободное время, нехватка необходимых витаминов и полезных элементов. Обо всём этом важно знать, об этом нужно говорить, стоит обращать своё внимание на то, чтобы решать проблему как можно раньше. А ещё лучше сделать так, чтобы она вообще не возникала, потому что именно через мозг мы общаемся с миром, а недостаток сна, питания, витаминов замедляет скорость и объём познания Вселенной.
Сторонники теорий раннего детского развития советуют наряду с другими навыками стимулировать память и внимание. Это способствует усвоению больших объёмов информации без усилий, следовательно, успешной учёбе в школе, высшем учебном заведении, даёт стимул к получению новых знаний.
Эффективные занятия можно организовать в домашних условиях или найти центр детского развития, где есть выбор программ профессионального уровня.
Как формируется память у ребёнка?
Формирование памяти появляется примерно в 9 месяцев. Представьте ситуацию, что совсем новорожденному вы сначала даёте игрушку, а после убираете её из поля зрения. Он этого даже не заметит и потеряет интерес. То же самое произойдёт в возрасте 5-6 месяцев. Однако если убрать из поля зрения игрушку у 9-месячного малыша, то он начнёт оглядываться вокруг и искать потерянную вещь. С этого момента принято считать, что память у ребёнка начинает формироваться, и он теперь запоминает всё больше и больше вещей вокруг себя, тем самым исследуя окружающий его мир.
Особенности памяти в детском возрасте
Замечали ли вы за собой, что в памяти спустя годы остаются только самые яркие события, которые подкрепляются сильными хорошими или плохими эмоциями? Всё верно, такие моменты запоминаются сильнее всего. А теперь представьте, что ребёнок ко всему относится гиперэмоционально, количество впечатлений от увиденного, услышанного, попробованного в разы больше, поскольку зачастую что-то происходит с ним впервые. Поэтому детские воспоминания, как правило, более долговременные. Особенно, если спросить пожилого человека о его жизни, то добрая половина – фразы из детства.
Причины плохой памяти
Дети устают совсем не меньше, чем их родители. Школьные обязанности, домашние задания, друзья, смартфоны, кружки, ещё и плохой распорядок дня, несбалансированное питание – всё выливается в плохой сон. Все эти или другие особенности накапливаются как снежный ком, и память затормаживается, ребёнок плохо запоминает.
Но возможны другие проблемы, которые не зависят от текущих дел и усталости. Проблемы с памятью могут возникнуть из-за стрессовых ситуаций, которых, несмотря на юный возраст, у вашего сына или дочери может быть очень много. Например, конфликты с учителями, ссоры с друзьями, недопонимание в семье, развод родителей, переход в другую школу, переезд в другое место жительства, смерть близкого человека или домашнего питомца. В таких случаях не лишним будет посещение терапевта, невролога, психолога.
Как тренировать память?
Начинать тренировать память ребёнка нужно с раннего детства. Начиная с заучивания своего имени, фамилии и адреса, по которому проживаете, и заканчивая песенками, частушками, стишками, сказками. Родителям следует всячески поощрять детей за рассказанные наизусть стихи. Это сыграет свою роль, и ребёнок будет сам стремиться к тому, чтобы выучить очередной стих или песню и продемонстрировать вам.
Игры – тоже важный элемент для тренировки памяти. В игре необходимо держать в голове множество условий, правил и согласно им действовать. Играйте со своим ребенком чаще! Это подходит для любых возрастов детей.
Но, безусловно, это работает только тогда, когда ребёнок хорошо питается, получает достаточное количество витаминов и минералов. Если он успевает отдыхать, насладиться общением с семьёй и друзьями, у него полноценный, здоровый сон, то тогда проблем с памятью не будет.
Особенности механизма запоминания у детей
Пытаясь что-либо вспомнить, взрослые ищут ассоциации с происшедшими в прошлом событиями и используют их. У детей 5–7 лет подобного опыта нет. Основами процесса запоминания являются образность и эмоциональность. Знание родителями такой особенности позволяет придумать массу полезных и эффективных игр на тренировку разных видов памяти.
Рассмотрите следующие варианты:
- для совершенствования зрительного восприятия займитесь с ребёнком рисованием после прогулки. Попросите его изобразить всё, что он видел, акцентируйте внимание на деталях. Этот приём хорошо использовать, если сыну или дочке трудно даётся написание цифр или букв. Помочь можно, находя похожие на них предметы, выстраивая образные ассоциации;
- эффективное упражнения на развитие слуховой памяти – рассказ или чтение с последующими заданиями, пересказ текстов, сказок, разучивание стихов;
- двигательная активность оттачивается на занятиях танцами, физкультурой, ритмикой;
- тактильные ощущения закрепляются в играх на касание. Ребёнку завязывают глаза и предлагают определить предмет на ощупь.
Сложно однозначно сказать, какой из видов памяти следует развивать в первую очередь. Специалисты отмечают пользу комплексных занятий. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие – посредством запечатления образов на бумаге. Гармония достигается на занятиях «Меморикой» в «Академии развития интеллекта AMAKids». Это авторская методика со специальными упражнениями и доказанной эффективностью.
После прохождения курса «Меморика» у ребёнка:
- объём памяти увеличивается в три и более раз;
- возникает способность управления процессом умственной деятельности;
- появляется стимул к познанию, поскольку текстовая и другая информация усваивается с легкостью.
Развитие памяти – это одновременное совершенствование внимания, воображения, интеллекта, логики, творческого мышления. Перечисленные способности и навыки хотят развить в детях все без исключения родители. Есть смысл потратить время и средства на максимально эффективные занятия.