Воспитать культурного, интеллектуального, развитого человека с яркими индивидуальными особенностями – это задача всех родителей. Один из способов сделать это – водить ребёнка по музеям, галереям и выставкам. К сожалению, некоторым детям кажется, что музей – это скучное место, где нужно много ходить и нельзя разговаривать. Поэтому они относятся с неохотой к предложению родителей культурно просветиться.
Не стоит создавать у ребёнка впечатление, что в «храм искусства» идут только тогда, когда нечего больше делать. Поход в музей с детьми должен стать праздником, которого очень ждут. Родители должны из похода в музей сделать яркое и запоминающееся событие. К тому же сейчас большую популярность набирают интерактивные музеи, где экспонаты можно потрогать, пощупать и даже попробовать на вкус.
Существуют несколько правил, которые подскажут, что делать, если ребёнку скучает в музеях.
- Отправьтесь в музей в первую половину дня. Тогда малыш ещё будет полон сил, а толкучка не испортит настроение от похода – утром в учреждениях культуры людей меньше, чем днём и вечером.
- Выбирайте те музеи, до которых не очень далеко добираться. Иначе ребенок устанет ещё во время дороги, и у него не будет сил ходить по музею.
- Поешьте перед выходом, иначе голод помешает малышу насладиться прекрасным.
- Если в музее можно фотографировать, обязательно сделайте снимки с ребенком во время поездки. Потом он сможет вспоминать, как здорово он провел время и что именно видел.
- Наблюдайте за ребёнком. Если ему стало скучно, лучше уйти. Иначе в будущем музеи будут ассоциироваться у него с тоской.
- Не ставьте перед собой цель посмотреть все экспонаты. Лучше задержаться перед теми, которые заинтересовали вашего сына или дочь, и пройти мимо тех, которые ребёнку вообще не понравились. Ведь чем младше малыш, тем сложнее ему будет осматривать выставку.
- До похода в музей расскажите ребёнку, как следует себя вести. Объясните, почему действуют именно такие правила и почему их надо придерживаться.
- Возьмите с собой блокнот, чтобы записывать интересные мысли и факты, а также отмечать понравившиеся экспонаты, чтобы позже найти их в Интернете.
- Будучи в музее, привлеките внимание малыша к табличкам, помогите ему прочитать их. Объясните непонятные слова, если они будут.
- Зайдя в музей, сразу выясните, где у них уборные, и не нужно ли ребенку посетить их до осмотра экспозиции.
Не нужно сердиться, если ребёнку в какой-то момент станет скучно. Просто детям сложно удерживать внимание на чем-то одном, поэтому будьте готовы, что в конце поездки они станут слушаться вас хуже.
Когда будете уходить из музея или галереи, купите малышу небольшой сувенир. Это может быть открытка, магнит, брелок, фигурка. Подарок добавит ребёнку позитивных впечатлений и оставит положительное воспоминание.
После музея зайдите в кафе попить чаю с пирожными или поесть мороженое. Это также будет дополнительным стимулом для ребёнка, чтобы в будущем возобновить поход. Кафе поможет сделать из похода в музей маленький праздник, которого в дальнейшем с удовольствием будет ждать малыш.
Родители должны знать, что делать, когда скучно детям в музее. Один из вариантов выхода из положения – это самим добавить интерактивности. Например, вместе с ребёнком можно придумать историю про музейные экспонаты. Вспомните американский фильм «Ночь в музее». В нём выставленные предметы выставки оживали по ночам и жили собственной жизнью. Похожую сказку можно выдумать с сыном или дочерью.
Отличный способ заинтересовать ребёнка – это рассказывать об экспонатах реальные факты. Обычно одних табличек с названиями не хватает, поэтому расскажите малышу, почему вымерли динозавры, что изображено на картине Пабло Пикассо, как исследовали космос и где побывали великие путешественники.
Если вы пошли с ребёнком в картинную галерею, то выберете одну тему (например, животные), и попросите малыша найти в зале все картины с изображениями зверей. Это улучшит наблюдательность и концентрацию внимания. Также попросите сравнить две картины или двух художников. Расскажите, как были созданы известные полотна, биографию художника, стилистические особенности шедевра.
Развивайте воображению и фантазию малыша. Смотря на хижины первобытного человека и его посуду, попросите ребёнка сравнить жизнь людей в прошлом и сейчас. Пусть он представит, каково это было: жить в пещере и драться с мамонтом.
Игры для детей в музее
- «Тайный предмет». Пусть ребёнок выберет из зала для себя один из экспонатов, а родители должны угадать, что загадал малыш. Мама с папой могут задавать вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». После того, как родители угадали предмет, загаданный ребёнком, роли меняются.
- «Беру с собой». Родители и дети по очереди выбирают понравившийся им экспонат и аргументируют, почему они хотят взять его с собой и где бы они его поставили/повесили.
- «Ищем радугу». Ребёнок в одном зале должен в картинах найти все цвета радуги. Чтобы было интереснее, договоритесь, что один цвет ищем в одной картине.
- «Загадываем предмет». Ребёнок должен выбрать определенный цвет на определенной картине, а родители угадать, что за предмет загадал ребёнок. Например, малыш говорит: «Я вижу кое-что чёрное». И мама с папой должны найти в картине все предметы чёрного цвета и понять, что именно загадал их ребёнок.